01.12.2016
Кто скажет, с чего должны начинаться действия актера?
- С верного понимания мысли образа и точного выражения мысли в действиях человека,- ответили студенты.
- Так,- согласился Сергей Аполлинарьевич.- Мысль каждого образа как-то вами уяснена. Действие же никак не выстроено. Кто из вас может что-либо предложить режиссеру в отношении построения действия?
- Мне кажется,- сказал Склянский,- действие композиции надо сосредоточить за столом, который я бы поставил вертикально, чтобы вся сцена была выстроена по вертикали.
- Верно мыслишь,- Согласился с ним Сергей Аполлинарьевич.- Тут страсти требуют укрупнения, их надо выносить на первый план, так что вертикальная мизансцена была бы здесь к месту. Очень правильная мысль: сосредоточить все действие за столом. Первое условие вашего нормального, естественного поведения в образах французов - знание элементарных законов поведения за французским столом, выработанных нацией в течение веков.
Вот, казалось бы, мелочь. Малышев, играя в «Мадам Бовари» нотариуса, остался наедине с котлетой, смотрел на нее, как на крокодила, и не знал, как с ней справиться. Потом взял и нацепил полкотлеты на вилку. После этого он как нотариус сразу погиб! Ведь в том-то все и дело, что он сначала элегантно расправился с котлетой, а на десерт съел и Эмму - телескопическая дубинка сама пришла. Он не приглашает Эмму к столу - это феноменально для француза, это высшая мера оскорбления для женщины, считавшей себя порядочной. Но для этого надо передать и меру воспитания. А Малышев сидел в плюшкинском халате и ел по полкотлеты сразу. Тут и обижаться нечего, такой уж человек. Но какое это имеет отношение к образу нотариуса? Так и здесь, у Бальзака. Ужас всех издевательств, которые пережил отец Горио, состоит в том, что люди, обижавшие его, считали себя воспитанными людьми. Это не простые люди, неспособные, кстати, на такое изощренное издевательство, это буржуа, и играть их надо точно.