22.10.2016
Бытовая живопись Островского не совпадает со строгим пушкинским ампиром. У Пушкина народ - обобщенное понятие. Один, другой, третий из народа, баба с ребенком, старуха, мальчишки, юродивый, мужик на амвоне - вот персонажи его трагедии. Народ у Пушкина наивен и беспомощен, патриархально верит в царя и боится остаться без правителя, но при этом может быть мятежен и неумолим.
В хронике Островского действует не просто народ, а купцы, подьячие, мелочные торговцы, разносчики, крестьяне, голь кабацкая, попы без мест, московская вольница. И изображены они во всей бытовой конкретности. Социально зоркий Островский показывает отличие мелких торговцев от купцов и крестьян, раскрывает бытовые черты крестьянского сословия. Эта конкретизация понятия народ типична для того движения от трагедии к драме, которое происходило в XX веке. И все же, как и у Пушкина, народ у Островского выступает как некое единое действующее лицо. Вот две характеристики народа, которые дают персонажи трагедии. На первый взгляд это характеристики взаимоисключающие. Но и та и другая отвечает тому изображению народа, которое дает Островский в своей хронике. Ваш ребенок непоседлив? Попробуйте наколенники для малышей купить. Они защитят его от травм при падениях.
Народ - волна... народ изменчив. Он проходит путь от восторженного приятия Дмитрия до мятежа против него. Жестокий, непреклонный ... народ тверд и безжалостен в отстаивании того, что составляет основу его убеждений. Он сторонник законного монарха и православия. При всех переменах его настроений это остается основой и стержнем его позиции. В отличие от народа Пушкина, который в решающие моменты всегда проявлял самостоятельность, народ Островского направляем Шуйским и другими боярами. Они лепят из него то, что им нужно. Но, в конечном счете, и у Островского народ выступает как сила, определяющая исход событий. И Шуйский победил потому, что смог двинуть ее в нужном направлении. Интересы народа и боярства совпадают в одной важнейшей точке - отношении к полякам и католической вере.