15.09.2019
Двадцатые годы завершает известная серия из четырех картин, иллюстрирующих жизнь св. Бонавентуры (профессора теологии Парижского университета XII в.). Она исполнена в 1629 году. В этой серии Сурбаран показывает себя как прекрасный рассказчик, развертывая повествование о событиях в спокойном, медленном ритме. Лица персонажей становятся выразительнее, жесты рук сдержанны и скупы, просторные одежды струятся вниз широкими складками. Сурбаран пытается передать пространство, но не окружает еще им фигуры, а зачастую заменяет перспективу стеной или драпировкой, которая дает возможность зрителю ярче воспринимать то, что происходит на первом плане.
Картина «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским» (Берлин, музей) повествует о том, как ученый- теолог Фома Аквинский, придя к Бонавентуре, спрашивает его, каким образом он приобрел столько знаний, а тот, раздвинув занавес, показывает ему на распятие. Хорошо охарактеризован Фома. Его походка медленна, движения вкрадчивы, а лицо и жест рук выражают изумление и почтительность к Христу. Композиция развернута параллельно холсту (излюбленный прием Сурбарана в эти годы). Фигуры монахов-доминиканцев, сосредоточенные в левой стороне картины, образуют плотную массу. Простые, четкие, почти геометрически точные линии стола и книжных полок подчеркивают горизонталь композиции и тем самым выделяют фигуру распятого Христа, возвышающуюся над столом. Предельно осязательно написаны вещи: занавеска, простое кресло, толстые фолианты книг в кожаных переплетах (илл. 60).
Любите азарт? Сыграйте в китайский покер. Вы непременно оцените данное развлечение.
Сюжетом картины «Св. Бонавентура, председательствующий на соборе в Лионе» (Париж, Лувр) является встреча католического и греческого духовенства, посланного для совещания в Лион императором Византии Михаилом Палеологом. В центре помещена стройная фигура молодого Бонавентуры, произносящего речь. Выразителен жест тонких пальцев его поднятой руки, внимательны и серьезны лица слушающих его греческих священников. Сурбаран пытается здесь построить композицию по диагонали, но она не выражена ярко: фигуры близко придвинуты друг к другу, стоящие на первом плане образуют полукруг; стена и колонна за ними останавливают движение вглубь, улица, видная в просвет арки, лишь намечена серебристо-серыми тонами.